Ведомости,
30 ноября 2010 г.
Финансовому мегарегулятору целесообразно придать независимый статус 1027 просмотров
Вопрос о возможности и необходимости создания единого мегарегулятора финансового рынка кажется мне сложным и неоднозначным. Главное, чтобы при принятии решения не получилось как у Довлатова про Бродского: «Если Евтушенко против колхозов, тогда я — за».
Если же говорить серьезно, то, прежде всего, нужно договориться, о чем идет речь. А речь может идти о следующих вещах: — объединять ли регулирование и надзор за всеми финансовыми институтами (кроме банков) в единое ведомство; — если это делать, то должно ли новое ведомство сохранить независимый статус (как ЦБ или ФСФР сегодня) в правительстве России или оно должно перейти под управление Министерства финансов (как страховое регулирование и надзор сегодня); — если все это делать, то когда; — а что делать с банками.
Отвечая на первый вопрос, в долгосрочной перспективе я вижу в объединение больше плюсов, чем минусов. Это и эффект масштаба (1+1=3), который может позволить, сохранив то же количество кадровых ресурсов, работать более эффективно, избегая межведомственных конфликтов и согласований. Это и ликвидация очевидных противоречий, а также унификация подходов и методов к решению вопросов, относящихся по сути к взаимосвязанным и, зачастую, пересекающимся бизнесам. Ведь существует много общего между, например, паевыми фондами и инвестиционным страхованием жизни, между пенсионным страхованием и пенсионным обеспечением. При этом, и те, и другие, и третьи пользуются услугами управляющих компаний. Непонятно, почему одни типы финансовых организаций участвуют в пенсионной реформе, а другие из нее выключены. Почему одни услуги имеют налоговые льготы, в то время как другие, аналогичные по сути, их лишены.
Второй вопрос более сложный, и ответ на него, помимо вопросов регулирования, должен затрагивать такую важнейшую задачу, как дальнейшее развитие финансовой индустрии в целом. У большинства отраслей нашей экономики (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма и т. д.) есть свои профильные министерства, занимающиеся развитием отрасли. Насколько это важно и эффективно, мы можем убедиться на примере программы утилизации автомобилей, разработанной Минпромторгом. Подчинение нового мегарегулятора Министерству финансов будет означать, что последнее должно будет взять на себя и вопросы развития отрасли. При этом главной задачей Минфина, который, по сути представляет собой, прежде всего, «бухгалтерию» нашего правительства, были и остаются подготовка бюджета страны и контроль за его исполнением. А вопросы развития всегда связаны с льготами и инвестициями, которые, так или иначе, увеличивают расходную часть бюджета. Я нисколько не хочу обидеть уважаемое ведомство, но требовать от Минфина прорывов в развитии индустрии финансовых услуг также неправильно, как и ожидать от бухгалтерии страховой компании эффективных мер по развитию продаж полисов. С этой точки зрения, более целесообразно придать независимый статус новому мегарегулятору, если он будет создан, по аналогии со статусами ФСФР и ЦБ в сегодняшней структуре правительства РФ.
Если же все-таки объединение произойдет под эгидой Министерства финансов, то необходимо, помимо самих участников рынка, наличие другого «источника инициатив развития» в правительстве. На мой взгляд, эти функции, как и много лет назад, могло бы на себя взять Министерство экономического развития. Ведь задачу диверсификации российской экономики, поставленную президентом, еще никто не отменял.
Что касается сроков возможного объединения, то я готов согласиться с теми, кто призывает не спешить. Нужно сначала завершить работу по расчистке поля от «трупов» недавнего кризиса, прежде чем отвлечь и без того небольшие ресурсы надзорных органов на проблемы реструктуризации. Как говорил классик, «…прежде чем объединяться, нужно решительно и бесповоротно размежеваться».
Последний вопрос, касающийся банков, является еще более серьезным, и с политической, и с технической точек зрения. Не имея достаточных знаний в банковской сфере, я с удовольствием оставлю его своим коллегам по колонке.
Александр ЗАРЕЦКИЙ, президент страховой компании «Алико» Ведомости онлайн
Вся пресса за 30 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 июня 2025 г.
Балицкий на ПМЭФ заявил о необходимости принять программу о военных страховых рисках

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Стоимость страхования жилья в США достигла рекордного уровня, доступность на минимуме

|
|
СенатИнформ, 20 июня 2025 г.
В СФ разрабатывают нормы о страховании военных рисков

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков инвесторов в Донбассе и Новороссии почти решен

|
|
РИА Новости, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков в новых регионах почти решен

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Инфляция: многогранный риск, с которым сложно справиться даже страховщикам

|
|
Клопс.ru, Калининград, 20 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, сколько купивших ОСАГО калининградских водителей обошлись без аварий

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Поддерживаемая правительством Израиля схема страхования покроет большую часть потерь в результате конфликта

|
|
Самарское обозрение, 20 июня 2025 г.
Самарская «Объединенная страховая компания» отмечает 35-летие со дня основания

|
|
speedme.ru, 20 июня 2025 г.
Страховка стала роскошью в России: под ударом оказались владельцы китайских машин

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Таиланд внедрит страхование для мигрантов из-за нагрузки на систему здравоохранения

|
|
Казахстанская правда, 20 июня 2025 г.
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Судоходство через Ормузский пролив становится дороже: страховые премии выросли на 60% на фоне ближневосточной эскалации

|
|
Финмаркет, 20 июня 2025 г.
В январе-марте сборы по страхованию грузов увеличились на 24,1%, выплаты - на 67,7% - ЦБ РФ

|
|
Парламентская газета, 20 июня 2025 г.
По европротоколу при разногласиях водителей выплатят до 200 тысяч рублей

|
|
МК в Калмыкии, 20 июня 2025 г.
В Калмыкии обсудили страхование ответственности автовладельцев

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
ВТБ согласовал параметры продажи «Росгосстраха»

|
 Остальные материалы за 20 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|